Веды раскрывают, что Вселенная живет по определенным циклам. Мы видим, что зиму сменяет весна, а вслед за ней наступает лето. Подобно этому, существуют разные эпохи существования человечества. На санскрите эпоха обозначается словом юга.
Кали-юга началась примерно 5 000 лет назад и является временем наибольшей деградации человечества. Хотя сегодня множество людей уверены, что человечество достигло пика своего развития, Веды не поддерживают этой точки зрения.
В каждую из эпох изменяется рост, продолжительность жизни и мистические силы людей. Поэтому сегодня многие описания времен двапара-юги (сказания о великанах, волшебниках, неведомых странах) кажутся нам легендами.
Для каждой из эпох Господь дает духовную практику, позволяющей душам освободится из плена материи, обрести отношения с Абсолютом, и войти в высшее, духовное измерение бытия. В сатья-югу таким методом была медитация, в трета-югу — совершение огненных жертвоприношений, в двапара-югу — поклонение в храме.
В нашу эпоху основной духовной практикой является воспевание Имен Бога. Эта практика широко представлена во всех мировых религиях. Без нее жертвоприношения, медитация и прочие практики, обладающие самостоятельной ценностью в прошлые эпохи, утрачивают всякий смысл.
Имя Бога можно сравнить с сильнодействующим лекарством, которое дается наиболее страдающим пациентам. Поэтому, с одной стороны, кали-юга сравнивается с океаном пороков. Но, с другой стороны, она предоставляет наилучшие возможности для духовного развития, благодаря дарованному людям Имени Бога, маха-мантре.
Господь и Его Имена
Господь — изначальная личность, обладающая безграничными и разнообразными качествами. В разных религиях Единый Господь именуется по-разному, в зависимости от того, какое из Его качеств отражает то или иное Имя.
Например, в Библии бог именуется Яхве, что значит «Тот, кто
Есть, Сущий». В Исламе главное Имя Бога — «Аллах», что значит
Единый Господь.
Философ-стоик Максим отмечал: «Есть один верховный Бог — Бог
и всемогущий отец каждого». «Это Тот, — продолжает он, — Кому
мы поклоняемся под разными именами». Современный иудейский теолог
Мартин Бьюбер соглашается с ним: «Все имена Бога святы».
Воспевание Имени Бога в мировых религиях
Практика прославления Имени Бога широко распространена во всех основных религиях.
Ветхий завет
В Ветхом Завете сказано: «Имя Господа — крепкая башня: убегает
в нее праведник — и безопасен» [Притч. 18:10]. Псалтирь
содержит бесчисленные обращения к имени Бога: «Все народы, Тобою
сотворенные, придут, и поклонятся перед Тобой, Господи,
и прославят Имя Твое [Псалтирь 85:9]. «Хвалите его с тимпаном
и ликами, хвалите Его на струнах и органе. Хвалите Его
на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных»
[псалом 150:4-5].
Согласно Большому толковому словарю русского языка, кимвал «древний ударный музыкальный, инструмент, состоящий из двух медных тарелок или чаш», тимпан «древний ударный музыкальный инструмент, род ручной литавры».
Новый Завет
Христос, уча Своих учеников молитве, прославлял святое имя Господа: «О Отец, Сущий на Небесах, да святится Имя Твое» [Мф. 6:9]. А св. Павел в своем «Послании к Римлянам» пишет: «Ибо всякий, кто призовет Имя Господне — спасется» [Рим. 10:13].
Русское православие
Само слово «православие» содержит идею непрерывного славословия Господа. Православные гимны и молитвы содержат прославление Имени Бога в составе утренних, дневных и вечерних богослужений. Например, 2-я светильничная молитва утрени содержит следующие слова: «Яко благословися и прославися всечестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков». В русском православии XIX века возникло могучее движение имяславия, призывающее к постоянному воспеванию Имени Бога. Крупнейшие теологи и философы того времени: Алексей Лосев и о. Павел Флоренский были имяславцами.
Иудаизм
Исраэль Баал Шем Тов (1699-1761), великий иудейский мистик, основал хасидизм — народное движение в иудаизме, члены которого танцуют и поют, прославляя Господа.
Суфизм
Совместное воспевание Имен Аллаха, сопровождающееся танцами, находим также в практике зикра у суфиев, мусульманских мистиков.
Повторение Имени Бога в мировых религиях
Христианство
В дополнение к прославлению имени и славы Господа в песнях, в христианских церквях также получила развитие практика медитации на Бога посредством повторения молитв на четках — традиция, которой следуют сегодня миллионы католиков во всем мире. Иоанн Крисостом, святой Греческой Православной церкви, особенно рекомендовал «молитвенное призывание имени Божьего», которое, как он говорил, должно быть «непрерывным». Повторение Иисусовой молитвы («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного») стало постоянной практикой членов Православной церкви.
Ислам
Последователи ислама почитают имя Бога (Аллаха) святым и медитируют на него. В соответствии с традицией, существует 99 имен Аллаха, называемых «Прекрасными Именами». Их можно увидеть на памятниках, таких, как Тадж Махал, и на стенах мечетей. Эти имена повторяются на четках, состоящих из трех групп по тридцать три бусины. Повторение имен помогает поклоняющимся сосредоточить свой ум на Аллахе. С двойного обращения «Аль-Рахман, Аль-Рахим» означающего «Бог, сострадательный и милостивый», начинается каждая глава Корана. Другие арабские имена Бога прославляют Его как творца, дарователя благ и царя.
Сикхизм
Сикхи в Индии делают особое ударение на повторении имени Бога. Они называют Бога Нама — «имя». Гуру Нанак, основатель религии сикхов, молился: «В эти нектарные утренние часы я медитирую на красоту истинного Имени», и говорил, что Господь в видении приказал ему: «Иди и повторяй Мое имя, и побуждай других делать то же».
Буддизм
Четки широко используются буддистами, большие — у монахов, маленькие — у мирян.— 108 бусин на больших обозначают пятьдесят четыре стадии превращения в боддхи-саттву (просветленного). Большая бусина посредине оставлена для Будды. Члены самой большой японской ветви буддизма — церкви Чистой Земли — практикуют повторение имени Будды (наму амида бутсу). Основатель Ширан Шонин говорит: «Сила святого имени, его дар — просветление — распространились по всему миру». Из учения буддизма явствует, что благодаря пению имени Будды, поклоняющийся освобождается от цикла перерождений и присоединяется к Будде в Чистой Земле, или духовном мире.
Ведическая духовная традиция
Наиболее древней из существующих на Земле религий является Ведическая духовная традиция. Еще 5000 лет назад ведическая культура существовала на всей Земле, в том числе, в России. Веды — священные книги этой традиции, записаны на санскрите — изначальном языке Земли, от которого произошли все прочие. Память о санскрите сохранилась и в русском языке. Например «Веда» на обоих языках значит «знания». Русские слова «Бог» и «Всевышний» имеют дохристианское происхождение и сопоставимы с санскритскими наименованиями Бога: «Бхага» и «Вишну».
Религия нашего века
Согласно Ведам, существует несколько эпох развития человечества. Если в предыдущие эпохи были возможны такие практики как многолетняя медитация и проведение дорогостоящих обрядов по строгим правилам, то для нашего времени единственным возможным методом обретения любви к Богу является воспевание Его Святого Имени
«Кришна» и «Харе»
Если спросить любого искателя Бога, почему он служит Ему и воспевает Его славу, ответ будет один: потому что Господь — Красота и Любовь. Главные качества Бога — его красота и привлекательность. Именно их отражает Имя Господа на санскрите, которое звучит как «Кришна». «Кришна» значит «Всепривлекающий», «Тот, чья красота очаровывает всех». Его энергия духовного блаженства на санскрите именуется «Хара». Призывая Кришну и Его энергию блаженства, последователи ведического знания произносят «Харе Кришна».
Господь Чайтанья и Его миссия
Веды говорят о том, что не только посланцы Господа, такие как Иисус и Магомет, приходят в этот мир, но и Сам Он нисходит из века в век, когда безбожие завладевает умами людей. Последнее нисхождение Господа на нашу планету произошло в в XV веке, в Индии. Имя последнего воплощения Бога — Кришна Чайтанья. Явление Господа Чайтаньи, Его миссия и обстоятельства рождения были предсказаны в сотнях ведических текстов за тысячи лет до этого события.
Господь Чайтанья пришел, чтобы даровать всей вселенной любовь к Богу через воспевание Его Святого Имени. Он предсказал: «Наступят времена, когда в каждом городе и в каждой деревне будут воспевать Святое Имя Кришны». Поэтому сегодня наиболее удачливые души начинают следовать этой практике, дарующей высшее совершенство жизни — любовь к Богу.
Свидетельства явления Шри Чайтаньи Махапрабху в Ведах
1) Предсказание пришествия Господа Гауранги как брахмана
В Ади-пуране и в Нарада-пуране Верховная Личность говорит:
aham eva dvija-srestho
nityam pracchanna-vigrahah
bhagavad-bhakta-rupena
lokam raksami sarvada
Я приду как брахман-преданный [aham eva dvija-srestho]и я сокрою свою истинную личность [prachanna vigrahah]. Я освобожу все миры [lokam raksami sarvada].
2) Предсказание Его пришествия как санньяси
В Упа-пуране Верховная Личность Бога, Господь Шри Кришна говорит Шриле Вьясадеве:
aham eva kvacid brahman
sannyasa asramam asritah
hari bhaktim grahayami
kalau papa-hatan naran
О Брахман, Я время от времени принимаю санньясу[sannyasaasramaasritah], пытаясь привлечь падших людей Кали-юги принять путь Бхакти или преданного служения Господу Кришне[haribhaktimgrahayami].
3) Предсказание настоящего времени Его воплощения.
** В Курма-пуране утверждается:
kalina dahyamanam
uddhararaya tanu-bhrtam
janma prathama sandhyayam
bhavisyati dvijalaye
Верховная Личность появится в первой половине Кали-юги [janmaprathamasandhyayam]. Он появится в доме Брахмана [bhavisyatidvijalaye] для того, чтобы спасти воплощенные обусловленные души [uddharayatanu-bhrtam], горящие в бедах Кали-юги.
4) Описание цели воплощения Шри Чайтаньи.
** В Гаруда-пуране Верховная Личность говорит:
kalina dakyamananam
paritranaya tanu-bhrtam
janma prathama sandhyayam
karisyami dvijatisu
В первой половине [prathama sandhya] века Кали я появлюсь среди брахманов [karisyami dvijatisu], чтобы спасти падшие души, [paritranaya tanu-bhrtam], которых сжигают беды века Кали [kalina dahyamananam].
5) Предсказание имени Его матери и истинное название Его будущего места рождения.
** В Гаруда-пуране Верховный Господь говорит:
aham purno bhavisyami
yuga-sandhyau visesatah
mayapure navadvipe
bhavisyami sachi sutah
Я приму рождение как сын Шачи [bhavisyami sachi sutah], в Навадвипе-Майапуре [mayapure navadvipe]. Я приду в моей полной духовной форме в начале Кали-юги.
6) Предсказание имени Его будущей первой жены и Его будущего принятия санньясы.
** в той же Гаруда-пуране также говорится:
kaleh prathama sandhyayam
lakshmi- kanto bhavisyati
daru-brahma-samipa-sthah
sannyasi gaura-vigrahah
В начале Кали-юги Верховная Личность Бога придет в золотоподобном облике. Сначала Он станет мужем Лакшми [Шримати Лакшми Деви — первая жена Господа Чайтаньи]. Затем Он станет санньяси неподалеку от Господа Джаганнатхи, который появится в божественном деревянном виде.
7) Предсказание о цвете тела Шри Чайтаньи и о характере Его будущей деятельности
** В Нрисимха-пуране говорится:
satye daitya-kuladhi-nasa-samaye
simhordhva-martyakrtis
tretayam das-kandharam
paribhavan rameti namakrtih
gopalan paripalayan vraja-pure
bharam haran dvapare
gaurangah priya-kirtanah
kali-yuge chaitanya-nama prabhuh
«Верховная Личность Бога, которая в Сатья-югу приходила как получеловек — полулев, чтобы излечить ужасную болезнь, разорившую даитьев, и которая в Трета-югу пришла как личность по имени Рама [Господь Рамачандра], победившая десятиголового демона Равану, и которая в Двапара-югу освободила землю от гнета и защитила гоп [пастухов] — жителей Враджа-пура, вновь появится в Кали-югу. Он будет золотого цвета и будет с восторгом воспевать святые имена Господа и Его имя будет Чайтанья.»
8) Предсказание будущего пришествия Шри Чайтаньи с указанием Его точного имени.
** В Падма-пуране говорится:
yatrayogesvarah saksad
yogi-cintyo janardanah
chaitanya vapur aste vai
sandranandatmakah
Верховная Личность, Джанардана, который является целью медитации йогов [yogi-chintyo- janardanah], который спасает преданных от всевозможных страданий и который управляет всеми йогическими практиками [yogesvarah], который всегда полон божественным трансцендентным экстазом и блаженством [sandra-ananda-atmakah], придет в Своей собственной божественной форме как Шри Чайтанья [Chaitanya-vapah].
9) Описание времени и места будущего пришествия Шри Чайтаньи.
** В Падма-пуране, Сама Верховная Личность Бога утверждает
kaleh prathama-sandhyayam
gaurangotham mahi-tale
bhagirathi-tate ramye
bhavisyami sachi-sutah
Я появлюсь на этой земле [mahi-tale] в начале Кали-Юги [kaleh prathama sandhyayam] в прекрасном месте на берегу Бхагиратхи [bhagirathi-tate ramye]. У меня будет золотой облик [gaurangah], и Я приму рождение как сын Шачи [bhavisyamisachi-sutah].
10) Предсказание цели явлений Шри Чайтаньи.
** В Нарада-пуране, Верховная Личность Бога говорит:
aham eva kalau vipra
nityam prachanna-vigrahah
bhavavad-bhakta-rupena
lokan raksami sarvada
О Випра, в век Кали Я приду под видом [nityam prachanna vigraha] преданного [bhagavad-bhakta-rupena] и спасу все миры [lokan raksami sarvada].
11) Предсказание имени Его матери и характера Его особенного метода молитвы [санкиртаны].
** Верховная Личность Бога утверждает в Нарада-пуране:
divija bhuvi jayadhvam
jayadhvam bhakta rupinah
kalau sankirtana arambhe
bhavisyami sachi-sutah
О Дивиджа (полубоги), пожалуйста, придите как преданные на эту землю [bhuvi jayadhvam jayadhvam] в век Кали. Я инкарнирую как сын Шачи [bhavisyami sachi-sutah], чтобы торжественно начать совместное воспевание имени Кришна [kalau sankirtana arambhe].
12) Предсказание о проявлении формы Шри Чайтаньи.
** В Брахма-пуране Верховная Личность Бога говорит:
kaleh prathama sandhyayam
gaurangotham mahi-tale
bhagirathi-tate bhumni
bhavisyami sachi-sutah
Я проявлю свою вечную золотую форму [gaurangotham mahi-tale] в начале Кали-юги [kaleh prathama sandhyayam]. Я приду на землю на берегу Бхагиратхи [bhagirathi-tate bhumni] как сын Матери Шачи [bhavisyami sachi-sutah].
13) Предсказание о будущей санньясе и экстазе Шри Чайтаньи.
** В Бхавишья-пуране Верховный Господь говорит:
anandasru-kala-roma
harsa-purnam tapo-dhana
sarve mama eva draksyanti
kalau sannyasa-rupinam
О аскетичный святой, ты должен знать, что в век Кали все увидят мою трансцендентную форму как санньяси [kalausannyasarupinam]. Я буду демонстрировать признаки экстаза такие, как льющиеся слезы блаженства и стоящие дыбом от экстаза волосы [anandasru-kala-roma-harsa-purnam].
14) Предсказание цвета тела Шри Чайтаньи и природы его будущего окружения
** В Агни-пуране говорится:
prasantatma lamba-kanthas gaurangas ca suravrtah
Верховная Личность Бога придет в золотом облике [gaura-anga], полная мира [prasantatma], с прекрасной длинной шеей [lamba-kanthah]. Он будет окружен многими святыми преданными [sura-avrtah]. Замечание: Это косвенное предсказание будущего пришествия Панча-Таттвы.
15) Предсказание описания Шри Чайтаньи.
** В Матсья-пуране Верховная Личность Бога говорит:
mundo gaurah su-dirghangas
tri-srotas-tira-sambhavah
dayaluh kirtana-grahi
bhavisyami kalau-yuge
В век Кали Я явлюсь [bhavisyamikalauyuge] в месте, где встречаются три реки [tri-srotas-tira-sambhavah]. Я меня будем обрита голова [mundah]. У меня будет золотой цвет лица [gaurah]. Я буду очень сердечным и буду постоянно повторять святое имя Кришны [dayalohkirtana-grahi].
16) Предсказание о названии реки, где должен родиться Шри Чайтанья и другие описания.
** В Ваю-пуране Верховная Личность Бога говорит:
suddhogaurah-su-dirghango
ganga-tira-samudbhavah
dayaluh-kirtana-grahi
bhavisyamikalauyuge
В Кали-югу Я явлюсь [bhavisyamikalauyuge] на берегу Ганга [ganga-tira-samudbhavah]. Я буду очень чист [suddhah], мой облик будет золотым [gaurah], и я буду очень высоким [su-dirghangah] и буду повторять святые имена Кришны
17) Предсказание о том, что Верховный Господь покинет Голоку и явится в золотом облике.
** В Маркандея-пуране Верховный Господь утверждает:
golokam ca parityajya
lokanam trana-karanat
kalau gauranga-rupena
lila-lavanya-vigrahah
«В Кали-югу, Я покину Голоку и для того, чтобы спасти людей этого мира, стану прекрасным играющим Господом Гаурангой»
18) Предсказание одной из целей пришествия Шри Чайтаньи
** В Вараха-пуране Верховная Личность Бога утверждает:
ahamevadvija-srestho
lila-pracurya-vigrahah
bhagavad-bhakta-rupena
lokanraksamisarvada
Я приду как лучший из брахманов [ahamevadvija-srestha]. Я продемонстрирую много игр [lila-pracurya-vigrahah] как преданный [bhagavad-bhakta-rupena]. Я освобожу людей этого мира [lokan raksami sarvada].
19) Предсказание об имени матери Шри Чайтаньи и о Его будущей роли избавителя от тьмы Кали-юги.
** В Вамана-пуране Верховная Личность Бога утверждает:
kali-ghora-tamas-channat
sarvan acara varjitan
sachigarbhe ca sambhuya
tarayisyami narada
О Нарада Муни, Я приму рождение в лоне Шачи [sachi-garbhecasambhuya]. Я спасу людей, оставивших правильный образ действий [sarvanacaravaryitan], из ужасной тьмы Кали-юги [kali-ghora-tamas-channan].
** В Ваю-пуране Верховная Личность Бога говорит:
paurnamasyam phalgunasya
phalguni-rksa-yogatah
bhavisye gaura-rupena
sachi-garbhe purandarat
bhakti-yoga-pradanaya
lokasyanugrahayaca
sannyas-rupamasthaya
krishna-chaitanya-nama-dhrk
svarnadi-tiram asthaya
navadvipe janasraye
tatra dvija-kulam prapto
bhavisyami janalaye
tena lokasya nistaras
tat kurudhvam mamajnaya
dharitri bhavita cabhir
mayaiva dvija-dehina
Я приду в месяц Пхалгуна, когда звезда Пхалгуни соединяется с полной луной. В золотом облике я инкарнирую в лоно Шачи и Пурандары Мишры. Я приму рождение в городе Навадвипа на берегу Ганга в семье брахмана. Я приму отреченный уклад жизни [sannyasa] и, проявляя доброту к людям, буду вовлекать их в Бхакти. Я буду известен как Шри Кришна Чайтанья. Все вы должны следовать Моему приказу и освобождать людей этого мира. Я приду как брахман. Я уничтожу страх на этой земле.
** В Ананта-самхите говорится:
svarnadi-tiram asritya
navadvipe dvijalaye
sampradatum bhakti-yogam
lokasyanugrahaya ca
avatirno bhavisyami
kalau-nija-ganaih saha
sachi-garbhe navadvipe
svardhuni-parivarite
man-maya-mohitah kecin
na jnasyanto bahir-mokhah
jnasyanti mad-bhakti-yuktah
sadhavo-nyasinotmalah
catuh-sasti-mahantas te
gopa dvadas balakah
Caitanyera Simhera...
kalenastambhakti-patham
sthapayisyamyahampunah
gacchantubhuviteputrah
jayantambhakta-rupinah
sa eva bhagavan krmo
radhika-prana-vallabhah
srsty-adau sa jagannatho
gaura asin mahesvari
aprakasyamidamguhyam
naprakasyambahirmukhe
bhaktavatarambhaktakhyam
bhaktambhakti-pradamsvayam
krmavatara-kale-yah
striyo ye purusah priyah
kalau te’vatarisyanti
sridama-subaladayah
dharma-samsthapanarthay
a viharisyami tair aham
dharma-samsthapanam kale
kurvantu te mamajnaya
krishnas chaitanya-gaurango
gaurachandrah sachi-sutah
prabhur gauro gaura-harir
namani-bhakti-dani me
«Для того, чтобы оказать милость людям и одарить их преданным служением, Верховная Личность Бога появится в доме брахмана в Навадвипе у берега Ганги. Верховная Личность, Сам Шри Кришна, жизнь Шримати Радхарани, Господь, творящий, поддерживающий и уничтожающий вселенную, приходит как Гаура, о Махешвари.
В Кали-югу Я низойду на землю со Своими
спутниками. В Навадвипе, окруженной Гангой, я приму рождение
в лоне Шачи-деви.
Те, кто введен в заблуждение моей иллюзорной энергией,
не поймут великий секрет Моего появления в этом мире
в Моей личностной форме.
Этот секрет не следует открывать им. Только святые, чистые, отреченные преданные, усердно занятые Моим преданным служением, смогут понять Меня в этих пяти формах.
Мои дорогие спутники мужского и женского пола во главе
со Шридамой и Субалой, которые приходили в этот мир
во время Моего пришествия как Господа Кришны, снова придут
во время Кали-юги.
Гопы станут шестьюдесятью четырьмя махантами и двенадцатью
гопалами. Для того, чтобы установить истину религии, я буду
наслаждаться с ними многими играми.
Таким образом Я снова открою путь преданного служения, который был разрушен течением времени. Мои сыновья также придут на землю, примут формы преданных и, по моему наказу будут заново устанавливать принципы истинной религии.
На этот раз Моими именами будут: Кришна Чайтанья, Гауранга, Гаурачандра, Шачисута, Махапрабху, Гаура и Гаурахари. Повторение этих имен принесет преданность Мне.»
22) Какие еще главнейшие ведические источники описывают характерные черты пришествия Шри Чайтаньи?
** Великий эпос Махабхарата (Дана-Дхарма, Вишну-Сахасра-Нама Стотра)
Указывает на божественные признаки явления Шримана Махапрабху.
suvarna varna hemango
varangas candanangadi
sannyasa krt-chamah santo
nistha shanti parayanah
В своих ранних играх Господь Чайтанья приходит как домохозяин. Он имеет золотой облик [suvarnavarnah]. Его члены очень прекрасны [vara-anga] и смазаны сандаловой пастой [candana-angadi]. Он выглядит как расплавленное золото [hema-anga].
Верховный Господь Чайтанья принимает отреченный уклад жизни [sannyasa-krt]. Он полностью контролирует свои чувства, Он уравновешен [sama], и полностью умиротворен [santa]. Он целиком сосредоточен на повторении святого имени Господа Кришны [nistha]. Он — высшее прибежище преданности и трансцендентного мира. Он заставляет замолчать майавади имперсоналистов [nisthasantiparayanah].
Санскритские слова суварна-варна указывают на того, кто имеет золотой облик. Вот ведический текст, подтверждающий это:
yada pasya pasyate rukma-varnam
kartaram isam purusam brahma-yonim
23) Слова рукма-варнам картарам ишам указывают на Верховную Личность [Шри Чайтанью], чей облик подобен расплавленному золоту.
** В Атхарва-Веде, Пуруша-Бодини-Упанишаде говорится:
saptame gaura-varna-visnor ity aena sva-saktya
caikyam etya pratar avatirya saha svaih sva-manum siksayati
«В седьмую манвантару, в начале Кали-юги, Верховная Личность Бога, в сопровождении своих спутников, в золотом облике сойдет на землю. Он будет учить воспеванию Своих собственных имен.»
Когда именно Он придет в Кали-югу и где точно Он явится и что Он будет делать?
** В Атхарва-Веде Верховная Личность говорит:
itotham krta sannyaso’vatarisyami sa-guno nirvedo
niskamo bhu-girvanas tira-atho’ lakanandayah kalau
catuh-sahasrabdhopari panca-sahasrabhyantare
gaura-varno dirghangah sarva-laksana-yukta isvara
prarthito nija-rasasvado bhakta-rupo misrakhyo
vidita-yogah syam
Я приду на землю по прошествии четырех тысяч лет Кали-юги, [kalau chatuh sahasrabdhopari] и до истечения пяти тысяч лет [pancha sahasra abhyantare].
Я приду за землю на берег Ганги, [tira-sthah alakanandayah]. Я буду высоким святым брахманом преданным. У меня будут все благоприятные признаки возвышенной личности [dirghangah sarva-laksana-yuktah].
Я буду демонстрировать отреченность. У меня будут все благоприятные знаки. Я буду преданным, практикующим бхакти йогу. Я буду вкушать расу своего собственного преданного служения.
** В Сама-Веде Верховный Господь говорит:
tathaham krta sannyaso bhu-girvano ’vatarisye
tire’lakanandayah punah punah isvara-prarthitah sa-
parivaro niralambo nirdhuteh kali-kalmasa-kavalita-
janavalambanaya
Я приду на землю, сопровождаемый Моими спутниками, в месте у берега Ганги. Я приду для того, чтобы спасти людей, которые страдают и мучаются от грехов века Кали. Я проявлю себя как Авадхута Брахман Санньяси.
Вопросы — ответы
Как называется место, где появится Верховный Господь?
** Чхандогья Упанишада описывает место пришествия Верховного Господа Шри Кришны Чайтаньи.
Это объясняется Шрилой Бхактивинодом Тхакуром в Сабадвипа Дхама Махатмье (текст 5)
tan-madhye daharam saksan
mayapuram itiryate
tatra vesma bhagavatas
chaitanyasya paratmanah
tasmin yas tv antarakaso
hy antardvipah sa ucyate
В сердце духовного города, имеющего форму лотоса, находится Шри Майапур. Шридхам Майапур это божественное жилище Господа Чайтаньи, Верховной Личности Бога. В центре Майапура находится место, называемое Антардвип.
Есть ли какие-либо другие важные упоминания в Ведах, описывающие появления или качества Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху?
** Шветашватара Упанишада (Гл. 6, текст 7) описывает качества Верховной Личности Бога, Господа Чайтаньи:
tam isvaranam paramam mahesvaram
tam devatanam paramam ca daivatam
patim patinam paramam parastad
vidama devam bhuvanesam idyam
«О Верховный Господь, ты Верховный Махешвара, почитаемое O Supreme Lord, you are the Supreme Mahesvara, the worshipable Божество всех полубогов и Верховный Господь всех Богов. Ты контролер всех контролеров, Личность Бога, Господь всего достойного почитания.»
** Шветашватара Упанишада Гл. 3 текст 12, 14
mahan prabhur vai purusah
sattvasyaisa pravartakah
sunirmalam imam praptim
isano jyotir avyayah
«Верховная Личность Бога — это Махапрабху, распространяющий трансцендентное просвещение. Даже быть в пределах досягаемости от Него означает быть в контакте с неразрушимым брахмаджьоти.»
** Шри Чайтанья Упанишада (Чайтаньопанишад), текст 5:
jahnavi-tire navadvipe golokakhye dhamni govindo
dvi-bhujo gaurah sarvatma maha-puruso mahatma
maha-yogi tri-gunatitah sattva-rupo bhaktim loke
kasyatiti. tad ete sloka bhavanti
«Верховная Личность Бога, Говинда, верховный наслаждающийся, чья
форма трансцендентна, которого не затрагивают три гуны материальной
природы и который является всепроникающей Сверхдушой, пребывающей
в сердцах всех живых существ, вновь появится в Кали-югу.
Появившись как величайший преданный, Верховная Личность Бога примет
двурукую форму золотого облика в своей обители на Голоке
Вриндавана, проявленной на берегу Ганги в Навадвипе.
Он будет распространять чистое преданное служение в мире. Эта
инкарнация Господа описывается в следующих стихах.»
Какого цвета будет Господь, который придет в Кали-югу и что Он будет делать?
** Шри Чайтанья Упанишада текст text 6:
eko devah sarva-rupi mahatma
gauro rakta syamala-sveta-rupah
chaitanyatma sa vai chaitanya-saktir
bhaktakaro bhakti-do bhakh-vedyah
«Верховная Личность Бога — управляющий всеми трансцендентными энергиями, которого можно познать только с помощью преданного служения [bhakti vedyah] появляется в бесчисленных трансцендентных формах. Он приходил в красном, белом и черном обликах [gauro rakta syamala sveta rupah] и Он также придет в золотом облике Шри Чайтаньи Махапрабху. Он будет играть роль идеального преданного [bhakta akarah] и Он будет учить обусловленные души пути чистого преданного служения [bhakti dah].
Какова природа Господа Чайтаньи и как можно Его понять?
** Чайтанья Упанишада. Текст7:
namo vedanta vedyaya
krmaya paramatmane
sarva chaitanya rupaya
chaitanyaya namo namah
Я предлагаю свои почтительные поклоны Тому, Кто описывается в Веданте [namo vedanta vedyaya], Кто является Господом Кришной [Krishnaya], Сверхдушой [paramatmane], чья форма полностью трансцендентна и всезнающа [sarva-chaitanya-rupaya]. Мы предлагаем свои смиренные поклоны снова и снова [chaitanyaya namo namah].
Каковы результаты понимания божественного положения Шри Чайтаньи Махапрабху?
** Шри Чайтанья Упанишада. Текст 8:
vedanta vedyam purusam puranam
chaitanyatmanam visva-yonim mahantam
tam eva viditva’ mrtyum eti
nanyah pantha vidyatetyanaya
»Знание Того, кто является объектом знания в Упанишадах, древнейшей личностью, воплощением сознания, источником мироздания и величайшим из всех, приводит к преодолению смерти. Нет иного пути это сделать.«
Что будет делать Шри Чайтанья Махапрабху в этой инкарнации?
** Шри Чайтанья-Упанишада.Текст9:
sva-nama mula-mantrena sarvam hladayati vibhuh
Верховный могущественный [vibhuh] Господь Шри Кришна Чайтанья придет в Своем золотом облике и наполнит вселенную блаженством [hladayati] воспеванием Своих собственных святых имен [sva-nama-mula-mantrena].
Какую мантру будет повторять эта юга аватара?
** Шри Чайтанья Упанишада. Тест 10.
sa eva mula-mantra japati harir iti krishna iti rama iti
Шри Кришна Чайтанья будет повторять маха-мантру составленную из божественных имен Хари, Кришна и Рама, а именно:
Hare Krishna Hare Krishna
Krishna Krishna Hare Hare
Hare Rama Hare Rama
Rama Rama Hare Hare
Предсказывала ли Шримад-Бхагаватам (Бхагавата-Пурана), превосходящая всю ведическую литературу, приход Господа Чайтаньи Махапрабху?
** В седьмой песни Шримад-Бхагаватам, Прахлада Махарадж прямо намекает на тайную природу явления Верховного Господа. Так как Верховный Господь также называется Три-юга или тот, кто приходит только в три юги (сатья, двапара и трета) , иногда говорят, что Он приходит в скрытой форме в век Кали.
channah kalau yad abhavas tri-yugo’tha sa tvam
(Шримад Бхагаватам 7.9.38)
Есть ли кроме указанных выше другие прямые свидетельства в Шримад Бхагаватам?
** В десятой Песни Шримад Бхагаватам,
в восьмой главе Гаргамуни семейный священник Нанды Махараджа
объясняет, что юный мальчик Шри Кришна имеет разные цвета — белый,
красный и желтый — когда приходит в Своих трансцендентных
формах в разные эпохи. В настоящем воплощении Кришна пришел
черным.
asan varnas trayo hy asya grhnatotnvyugam tanuh
suklo raktas tatha pita idanim krmatam gatah
(Шримад-Бхагаватам 10.8.13)
Шрила Кришна дас Кавирадж Госвами, знаменитый автор Шри
Чайтанья-чаритамриты, объясняет, что три цвета — белый, красный
и желтый — это три телесных цвета, которые принимает Верховный
Господь в эпохи Сатья, Трета и Кали, соответственно.
sukla rakta pita-varna ei tina dyuti
satya-treta-kali-kale dharena sri-pati
Бхагаватам объясняет в беседе между Карабхаджаном Муни и царем Ними, что в Двапара-югу Верховный Господь, Личность Бога появляется в черноватом облике, [dvapare bhagavan syamah]. Он облачен в желтые одежды и носит собственные оружия [pita-vasa-nija-ayudhah]. Он прекрасен, на нем знак Шриватсы и драгоценный камень Каустубха [sri vatsa-adibhih ankais ca laksanaih]. Это подлинное описание его характерных черт [upalaksitah].
Великий святой продолжает давать свои наставления царю Ними, говоря о том, что в целом люди в Двапара-югу поклонялись Господу Вселенной [iti dvapara urvisam stuvanti jagad isvaram]. В век Кали они поклонялись Верховной Личности, следуя писаниям [tantra vidhana].
krishna varnam tvisakrmam sangopangastra parsadam
yajnaih sankirtana prayair yajanti hi sumedhasah
(Шримад-Бхагаватам 11.5.32)
«В век Кали разумные люди совершают совместное воспевание, чтобы почтить воплощение Господа, которое постоянно поет Святое Имя Кришны. Хотя его облик не черноватый, он Сам Кришна. Он сопровождается своими спутниками, слугами, оружием тайными компаньонами».
Как эта строфа связана с приходом Господа Чайтаньи, если в ней точно не указано Его имя?
** Подобно тому, как в священных писаниях описаны признаки и характеристики различных предыдущих воплощений, также описаны признаки появления Господа Чайтаньи Махапрабху.
Кришна-варнам означает, что Он принадлежит к категории Кришна. Кришна-варнам также означает того, кто постоянно повторяет или воспевает имя Кришны. Главным занятием Шри Чайтаньи Махапрабху было воспевание святого имени Кришны. Поэтому слова Кришна-Варнам и Кришна Чайтанья являются эквивалентными.
Шрила Кришна дас Кавирадж Госвами разъяснил два значения словосочетания Кришна-варнам:
krishna ei dui varna sadayanra mukhe
athava krmake h’nho varne nija sukhe
Господь Чайтанья Махапрабху всегда поет два слога Криш и на [Krishna ei dui varna sada yanra mukhe], или Он постоянно вкушает великое трансцендентное блаженство, описывая Господа Кришну [athava krmake tinho varne nija-sukhe].
Имеется ли какой-либо намек или трактовка его телесных признаков?
Его телесный облик не черный [tvisa akrishnam]. Господь Чайтанья появился в очень светлом, подобном золоту облике. Его облик был желтым [akrma-varane kahe pita-varana]. Шри Чайтанья Махапрабху очень прекрасен.
Шри Чайтанья Махапрабху часто описывается как Гаурасундара. Гаура означает светлый, чистый, а Сундар означает прекрасный. Его также называют Гауранга — тот, кто имеет очень светлый, чистый облик.
![]() |
Золотой вулкан божественной любви Шрила Шридхар Махарадж рассказывает о жизни и деяниях Шри Чайтаньи Махапрабху, являющих собой высший идеал любви к Шри Кришне. Книга также содержит перевод и комментарии к «Шикшаштаке», нектарным наставлениям Шримана Махапрабху. |
Веды говорят, что существуют разные эпохи человечества, для каждой из них Господь являет особую духовную практику. В нашу эпоху (Кали-югу) большинство людей не в состоянии каждый день посещать храм, совершать дорогие жертвоприношения и годами медитировать в горных пещерах. Поэтому основой духовной жизни для человечества в наше время является воспевание Имени Бога.
Господь — изначальная личность, обладающая безграничными и разнообразными качествами. В разных религиях Господь именуется по-разному, в зависимости от того, какое из Его качеств отражает то или иное Имя. Например, в Библии Бог именуется Яхве, что значит «Тот, кто Есть, Сущий». В Исламе главное Имя Бога — «Аллах», что значит Единый Господь.
Однако главное свойство Господа — не Его вечное бытие и даже не то, что Он един для всех. Для нас важнее всего то, что Он является источником любви и красоты, в поиске которых мы проводим свою жизнь.
Веды объясняют, что в Абсолюте присутствует мужское и женское начало: Кришна и Радхарани. Кришна означает «Личность, привлекающая каждого», «Олицетворенная Красота». Имя Радхарани происходит от санскритского слова «арадхана» — «служить, посвящать себя». Энергия беззаветного посвящения себя Абсолютной Красоте — это Абсолютная Любовь. Из вечных отношений Радхи и Кришны берут исток все отношения в этом мире. Последователи ведической традиции воспевают мантру «Харе Кришна», которая обращена к Радхе и Кришне, Абсолюту и его Энергии преданности и любви.
Харе Кришна-мантру даровал человечеству Господь Чайтанья — Кришна, который приходит в настроении Радхарани, чтобы постичь силу Ее любви к Нему. Воспевая ее с верой и преданностью, каждый может обрести сокровище любви к Богу.
Значение маха-мантры
Его Божественная Милость Шрила Бхакти Ракшака Дев Госвами Махарадж сидел на крыше своего дома в Навадвипе (Западная Бенгалия). Теперь уже очень пожилой садху был погружен в размышления, и мне было неловко его беспокоить. Он жестом подозвал меня к себе, я робко подошел и уселся на циновке у его стоп. На много километров вокруг не было видно ни души.
«Отсюда сверху видно так много всего, что напоминает о Шри Чайтанье» — сказал Его Святейшество — «Ганга, этот лес, храмы, Его любимое банановое дерево. Ты пришел о чем-то меня спросить?»
«Не могли бы вы объяснить, почему, если Имя духовно, почему все мы повторяем его материальным языком?» — спросил я, чувствуя себя совершенным глупцом. После некоторого молчания он произнес: «Нитай Чайтанья, Нитай Чайтанья!», а затем сказал:
— Материальный язык не может произнести Имя, равно как и материальное ухо — его услышать«. Оно адхокшаджа (недоступное экспериментальному знанию) и Оно сохраняет за собой право не открываться органам чувств, состоящим из органической материи. Весь наш опыт, знания и воспоминания собраны с помощью материальных органов чувств. Наш язык состоит, главным образом, из элементов воды и земли, нервные окончания разносят электрические импульсы во все части тела, которые тоже материальны. Мы не можем увидеть, потрогать, попробовать на вкус и т.д. то, что находится далеко от нас, да и то, что совсем близко, недоступно нашему восприятию: мы не видим тилаку у себя на лбу и даже собственные веки.
Когда на помощь чувствам приходят микроскопы и телескопы, они позволяют увидеть значительно больше, но и их область действия ограничена материальной сферой. Телескоп не может проникнуть за внешний покров вселенной, а линза микроскопа сама состоит из атомов и с ее помощью нельзя увидеть атом или еще более мелкие частицы. Ментальный аппарат тоже не способен воспринять духовную субстанцию. Ум — материальный элемент, хоть и с очень небольшой плотностью (Б.г.7.4). Высокие абстракции не более духовны, чем камни. Многие думают, что силой ума можно постигнуть безграничное, но этот метод несовершенен. Если безграничное можно вместить в ограниченный ум, это уже не безграничное. Мне неизвестно даже сколько волос у меня на голове. Философы ломают головы над афоризмами дзен-буддизма и Упанишад и думают, что собственными силами могут достичь Безграничного. Но это не более чем иллюзия. Ум истощается, но отказывается признать поражение. А последствия самые плачевные: полное забвение себя и Безграничного.
Безграничный нисходит к нам по особым каналам. Он самый могущественный, самый прославленный, самый красивый, знающий, богатый и отрешенный. Он всем повелевающий, всеобъемлющий и свободный, Он автократ. Безграничное нельзя уместить на ограниченном пространстве, как я уже сказал, но если Он действительно безграничен, то способен явить себя во всей полноте ограниченному уму. Когда, пользуясь своим правом, Он по собственному почину открывает себя преданному, тот действительно воспринимает Бога, познает себя и получает трансцендентное откровение. Бог нисходит по трансцендентному каналу, и духовный язык чистого преданного, вибрируя, открывает Его миру. Духовный элемент вибрирует на духовных языках тех, кто внимает совершенному преданному, чего прежде никогда не происходило.
Чистый преданный произносит имя Бога. Наше материальное ухо слышит некий звук, напоминающий трансцендентное имя Кришны. Барабанные перепонки вызывают колебание жидкости во внутренней полости ушей, заполненной наполовину воздухом, наполовину водой, и это вызывает резонанс в эфире, который доходит до нашего ума. В это время душа еще не затронута и настоящего духовного переживания еще нет. Когда мы слушаем, оперируя умственными впечатлениями, мы наслаждаемся звуками цимбал, ритмом пения, приятным обществом, процессом слушания и услышанным. Но это еще не конец. Пронзив ум, изначальный звук, произнесенный Гурудевом, приводит в движение наш интеллект и мы размышляем над философскими и метафизическими истинами.
Миллионы лет мудрецы произносили эти звуки на берегах священных рек. Мир наводнен идеями о возможных воздействиях мантры. Все это, хотя и доставляет нам немалое удовольствие, не является духовным откровением в истинном смысле слова. Над разумом находится духовный элемент, душа, я сам. Звук мантры, пройдя через все мои органы чувств, включая ум и интеллект, теперь затрагивает тончайшие чувства моего истинного „я“. Таково восприятие Святого Имени на духовном уровне с помощью духовного уха. Тогда душа, вдохновленная, посылает звук назад — к разуму, уму и т.д. Все повторяется в обратном порядке, звук возвращается к языку и мы произносим: „Харе Кришна“. Этот „Харе Кришна“ есть Он. И от восторга мы начинаем танцевать.
Звуки…звуки…звуки — медленно повторил Его Святейшество — Звуки. Ловите звуки. Ухватитесь за звуковые волны, странствующие в эфире, и вы обязательно познаете счастье духовной жизни. Один мудрец написал сутру, где объяснил, что массовые эпидемии — результат загрязнения эфира нечистым звуком. Когда судьи и защитники в суде начинают лгать во имя правосудия, издаваемые ими звуки загрязняют эфир, отчего затем загрязняются воздух и вода, предназначенная для купания и питья, и от этого возникают эпидемии.
Когда четырехголовый Брахма творит вселенную, изначальным элементом, семенем вселенной, является звук ОМ, из которого рождается Гаятри-мантра. В этом звуке вырастают четырнадцать галактик со спиралями звезд и планет, и солнцем в центре каждой вселенной. Все планетные системы составляются из своих, особых звуков, которые произносит Господь Брахма. В каждой галактике бесчисленным дживам даются их особые сферы кармы, дхармы, артхи, камы и мокши. Обустроить разные галактики и планеты в соответствии с греховными и праведными делами их бесчисленных обитателей — дело Господа Брахмы. Господь Брахма произносит особый звук для каждой планетной системы, и его зодчий, Шри Вишвакарма, ее создает. Так происходит распределение грубых и тонких материальных элементов. На нашей планете преобладают элементы земли и воды. Другие миры состоят только из воды. На Солнце преобладает элемент огня. Если живое существо под воздействием иллюзии, майи, решит положить конец своему бытию в грубом теле, оно может попасть на планету из воздуха, эфира, ума и интеллекта и вести жизнь приведения.
Каждая джива тоже наделена крошечной способностью творить. И обычное живое существо также создает свою маленькую сферу влияния при помощи звука. Для одних эта сфера не больше собственной черепной коробки, другие способны влиять на общество, народ, иногда даже на всю планету. Насколько их сферы влияния красивы и гармоничны зависит от качества издаваемых ими звуков.
Когда одна нация пытается подчинить другую, в первую очередь захватываются радиостанции, газеты, журналы, одним словом, линии коммуникации. Передав в эфир свой манифест, оппозиция свергает прежнее правительство и берет власть в стране в свои руки. Затем, тоже с помощью звука, провозглашается новое правительство. Если в звуке будет какой-нибудь дефект, все провалится. Вот почему ситуация в мире постоянно меняется. Звуки, издаваемые всеми этими дживами, это настоящий библейский Вавилон. Никчемные звуки заполняют эфир, воздух, воду, саму молекулярную структуру каждого существа, каждое место, каждый предмет и оскверняют их.
Ум человека выполняет две функции, которые на санскрите называются санкалпа и викалпа. Санкалпа — это склонность ума соединять мысли в понятия, теории, теоретические комплексы. Викалпой называют функцию ума отвергать мысли, упрощать и ограничивать ощущения, собираемые различными органами чувств: зрительные, звуковые, обонятельные, вкусовые и осязательные. Обе фукции ума контролируются звуком. Давай проведем небольшой эксперимент. Закрой глаза. Когда я назову число, ты увидишь, как соответствующая цифра вспыхивает в твоем уме, будто на табло. Один, три, семь, четыре. Санкалпа и викалпа заставляют мысли появляться и исчезать. Это очень упрощенная модель происходящих в уме процессов. В более сложных моделях появляется риск умышленного загрязнения звуковых волн дефектными звуками. Линии коммуникации наводнены нечистыми звуками, начиная с самых элементарных школьных учебников и кончая самой усложненной так называемой философией. Обструкции в Белом Доме — еще один яркий пример умышленного загрязнения звуковых каналов. Если же мы пошлем в эфир, наполним его трансцендентными звуками Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, то маха-мантра очистит и просветит каждого из живущих, наполнит всех своими энергиями.
В первом из восьми стихов Шри Чайтаньи, являющихся квинтэссенцией всех духовных наставлений, названы пять эффектов трансцендентных звуков Харе Кришна мантры. Чето-дарпана-марджанам. Она стирает материальную пыль с зеркальной поверхности ума. Ум своего рода медиум, связующее звено между духом и внешним материальным покровом, именуемым телом. В мире материи душа бездействует. Покрытая майей, иллюзией, она спит, оставаясь беспристрастной и как будто безжизненной. Однако сила ее так велика, что она все вокруг наполняет сознанием. Через посредство ума чувства действуют и познают мир. Когда под воздействием внешней природы фокус в линзе ума смещается, мы испытываем смятение и муки, заболеваем и умираем. Да, смерть — это всего лишь состояние ума, ибо душа бессмертна. Ум заставляет нас ошибочно думать: „О! Я умираю!“, „Я тону!“, „Я рожаю!“, „Я болен“. Омываемый маха-мантрой, ум подвергается насильственному очищению. Все материальные измышления, причина наших страданий, насильственно убиваются, обрекаются на голодную смерть. Для них питательная среда — это материальные наслаждения. Наводнить ум трансцендентным звуком все равно что наступить на мину: все вымышленные материальные страдания и наслаждения разлетятся на мелкие кусочки, будут уничтожены, материальный ум будет окончательно побежден и у нас в тылу не останется врагов. Тогда на зеркале ума отобразится духовное знание, качества и энергия самой души.
Бхава-маха-давагни-нирвапанам. Пожар обусловленной жизни наконец потушен. Нирвана, смысл которой большинство людей пытается уяснить из буддистских текстов, означает прекращение пожара материального существования. Наше тело начинает сжигаться с самого первого дня своей жизни в процессе пищеварения. Биологи в один голос заявляют, что тело — это само сжигаемый организм, излучающий тепло, водяные пары и окись углерода. Лет через семьдесят, или может больше, тело будет поглощено этим медленно делающим свое дело огнем пищеварения и мы переместимся в другое тело, только для того чтобы сжечь и его. Это как курить одну сигарету за другой: от догорающей сигареты прикуриваешь новую и т.д. и т.д. Но силой трансцендентного звука уничтожается сама причина пожара материальной жизни.
Шреях-каирава-чандрикавитаранам видьявадхудживанам. Трансцендентный звук затем озаряет все светом благословений, примирения и бесстрашия, и ум перестают обуревать тревоги. Мы выходим в мир из материнского чрева со множеством глубоко укоренившихся страхов: „Буду ли я здесь в безопасности? Найду ли счастье, покой?“ Ответ в звуке-семени Ом, который по существу означает одно большое духовное „Да“. Ом, „Да.“ — положительный ответ. Одним отвержением ума не ответить на вопросы души. Нужно дать взамен нечто положительное. Маха-мантра наполняет ум утвердительными определениями истины.
Анандамбудхи-варданам пратипадам пурнамритасваданам. Душе, которая с незапамятных времен изнемогала от жажды, теперь дали вволю напиться из океана сладостного нектара.
Сарватма-снапанам парам, виджаяте шри-кришна-санкиртанам. В этой строфе два смысла, поверхностный и глубинный. Сарватман значит все души. Святое имя окатывает все души волнами духовного блаженства, знания и любви. Божественный звук высокой силой своей совершенно покоряет душу. Но у слова атман несколько значений, и их назвал сам Чайтанья Махапрабху. Атман значит Верховная Абсолютная Истина, а также тело, ум, усилие, убежденность и природа. Произнося чистые звуки маха-мантры, человек проникает в самый исток всего сущего. Ум, тело, душа и сама природа могут преобразиться и стать трансцендентными, стоит нам один раз искренне произнести „Харе Кришна“. Ухвати звуковые волны, исток и начало всякого бытия, и пропитай их Святым Именем. Результатом будет полная трансформация энергии. Ашрам, храм и вся их обстановка — все это божественно. Среда, в которой живут обитатели ашрама, отлична от той, в которой они родились. Это Голока, и чем больше мы будем преуспевать в садхане, тем больше Он будет нам себя открывать.
К этим истинам о нисшествии Харе Кришна маха-мантры отсылает нас джагат-гуру Джаядева Госвами в своих прекрасных стихах о Святом Имени: „О Харинама! Ты входишь в мои уши, касаешься сердца и слезы потоком льются из моих глаз на землю. От этого глина становится мягкой и на ней остаются отпечатки моих следов, по которым пойдут за мной мои преемники“.
Здесь нужно оговорить, что если учитель не настоящий, то Имя не затронет духовную искру под покровом ума и тела. Звук, хоть и кажется тем же самым, на самом деле не тот: молоко и известь выглядят одинаково, но какая между ними разница!
Сейчас появилось так много псевдо-гуру и за ними уже не разглядеть истинных преданных. Если кто-то найдет сокровище, зарытое под деревом, и поставит на дереве свои инициалы, он уже не вспомнит, каким дерево было изначально. Сейчас это происходит сплошь и рядом, потому что лжесвятых развелось во множестве. Но тот, кому посчастливится узнать писания и традицию, кто по-настоящему искренен, тот найдет истинного садху, услышит Имя и начнет подлинную духовную жизнь. Тогда он или она обретет воистину великий дар.
Изначальные чувства, пробуждаемые Именем — насыщенные, сладостные воспоминания о лилах Кришны, вершимых в духовном мире. Эти чувства живут во всех душах и всего их пять: нейтральные чувства, чувства служения, дружбы, родительские и супружеские чувства. Кришну называют акхила-расамрита-синдху, океаном трансцендентных чувств. В „Бхагавад-гите“ Кришна говорит: йе йатха мам прападьянте, тамс татхаива бхаджамиахам. Я отвечаю взаимностью всем, кто служит мне в сфере этих пяти чувств или рас. Хотя все эти взаимоотношения или чувства принадлежат одному и тому же абсолютному уровню, нужно признать, что между ними есть некоторые различия.
Так Кришна отвечает на чувства любви преданных в нейтральной расе, не служащих активно Его интересу, когда и если Он того желает. Захочется Ему играть на флейте, Он возьмет ее в руки, а потом отложит, когда пожелает. Для своих слуг Он — великодушный повелитель. У слуг Господа больше возможностей Ему угодить: поднести кушанья, подать любимые одежды. Но и здесь возникает преграда: Он может отослать слугу, и долг слуги — Ему повиноваться. В дружеской расе две ступени. На первой к дружбе примешаны трепет и благоговение. Узы такой дружбы связывают Кришну и Арджуну. Он просит у Кришны прощения за то, что в минуту забвения шутил с Ним, забывал Ему кланяться и т.д.
Когда дружбы с Кришной становится более зрелой, благоговение и почести исчезают. Судама, Шридама и другие маленькие пастушки забираются Кришне на плечи, дерутся с Ним и играют как с равным в бесчисленных своих забавах. Порой они даже говорят о своем превосходстве над Кришной: „А, Кришна, Он самый младший из нас. И самый слабый. Нам всем ничего не стоит Его побороть. Вы уж легонько с Ним“. Подобно тому как сок сахарного тростника, сгущаясь, превращается в патоку, а затем кристаллизуется, так и дружеская раса, обогатившись новыми чувствами, преобразуется в родительскую любовь. „Кришна мой сын“ — говорит мать Яшода. Я всегда должна о Нем заботиться и Его оберегать. Если я не вижу Его хотя бы несколько минут, меня охватывает страх. Мне кажется, что на Него валятся огромные деревья, нападают ужасные демоны. Ах, вот Ты где! Зачем же Ты так пугаешь свою мать? Ни на шаг от меня не отходи, всегда будь у меня на глазах!» Преданные, связанные с Кришной столь близкими отношениями, порой могут даже наказывать своего любимого сына.
Как сахарный сироп уваривается в карамель, так и родительская раса, сгущаясь, становится супружеской любовью; тогда преданные полностью посвящают себя желаниям Кришны и ничего не желают для себя самих. «Я Твоя» — полное, безоговорочное предание. «Топчи меня ногами или сжимай в объятиях, я буду счастлива мыслью о том, что это приносит Тебе радость. Если захочешь бросить меня в ад или отдалить от себя, я готова уйти. Ты можешь меня забыть, и пусть, я же Тебя никогда не забуду. Ты навсегда останешься моим возлюбленным».
К этому времени Его святейшество почувствовал себя утомленным. После сорока лет чтения лекций без микрофона его голос стал очень слабым. Мы были совсем рядом, лицом к лицу. Его глаза смотрели так, что было ясно: он сам переживал все то, о чем говорил.
Раздались оглушительные звуки вечернего гонга, четыре громких удара разорвали стоявшую тишину.
— Спускайся вниз. Пора начинать арати. Понятны были тебе мои слова?
— Да
— Ну хорошо. Теперь ступай.
Навадвип, 1976 год.
Свами Б.Р. Шридхар
Шаги: 1 2 3 4 5 | Вверх страницы