Биографии вайшнавских святых


Биография Харидаса Тхакура


Кришна Карнамрита и история Билванмангала Тхакура

Бог и боги


Личностное восприятие мира

Бог и боги

В европейском мышлении существует представление о двух моделях мировоззрения. Монотеизм — учение о едином Боге, и политеизм — язычество, поклонение множеству богов, которые олицетворяли силы природы. Однако ведическое мировоззрение сочетает эти два подхода в гармоничное целое.

Веды объясняют, что существует Верховный Господь, Бог богов, Причина всех причин. Но также они говорят о существовании множества личностей, которые управляют теми или иными процессами на этой Земле — богов (дэвов). Боги материального мира не действуют независимо, они являются слугами Всевышнего. Их можно сравнить с множеством чиновников, управляемых президентом. Боги смертны, но Всевышний находится вне власти времени.

Далеко не все обитатели высших миров отвечают за какие-либо процессы на земле. Время в этих мирах течет с другой скоростью и тела их обитателей состоят из других типов материи. Поэтому непосредственно воспринимать богов в нашу эпоху могут только просветленные подвижники и великие йоги.

Личностное восприятие мира: теоморфизм VS антропоморфизм

Каждый объект нашего мира существует во множестве измерений. Например, человек и летучая мышь увидят пещеру совершенно по-разному. В зависимости от уровня сознания наблюдателя, он может постигать явления этого мира более глубоко или более поверхностно. Ведические мудрецы сознавали, что все в этом мире личностно и обладает сознанием. Реки, горы, планеты и прочие явления природы, которые кажутся нам «неодушевленными», в действительности, являются личностями.

Современные ученые полагают, что в древности люди «очеловечивали» окружающую действительность, наделяя неживые объекты (дождь, огонь, реки) качествами людей. Подобный взгляд на мир называется учеными «антропоморфизмом» (от греческого «антропос» — «человек» и «морфос» — форма). Но, в действительности, мировосприятие ведических мудрецов следует назвать «теоморфизмом» (от греческого «Теос» — Бог, Абсолют).

Все религии говорят, что мы «по образу Божьему». Однако повсюду в этом мире можно видеть сочетание мужского и женского начал. Веды раскрывают, что в Абсолюте также представлены мужская и женская ипостаси.

Священное ведическое писание, «Бхагавад-Гита» сравнивает этот мир с перевернутым деревом, корни которого находятся вверху, а крона — внизу. Это означает, что этот мир является лишь тенью, искаженным отражением духовного мира.

Ведические мудрецы не просто осознавали все предметы и явления как личности, но и воспринимали их как субъекты мужского или женского пола. Они видели каждое явление этого мира как «теневое проявление» Абсолюта в мужском или женском аспектах.

Веды об отношении к религиям


Единство в разнообразии


Ведическое знание. Отношение к другим религиям


Три плана Бытия. Ничто не породит нечто

Коперниковская революция в религиозных взглядах

В мире существует множество религиозных концепций. Вращаясь на своих орбитах вокруг центральной Истины, они соперничают между собой за превосходство. Христиане верят, что спасение придет только благодаря Иисусу Христу, мусульмане — Мухаммеду, индуисты — милости Шри Гуру. Каждая религия, основываясь на своих писаниях и откровениях святых, предлагает свою идею Бога и божественного мира. Шрила Шридхар Махарадж говорил: «Человек получает связь с определенной религией в соответствии с внутренним устремлением и жаждой Истины».

У Бога бессчетное множество аватар, которые нисходят в этот мир согласно месту, времени и обстоятельствам, а также духовной потребности и способности человека воспринять Истину. В силу разнообразия индивидуальной природы тех, кому явлено божественное откровение, Истина преломляется и видоизменяется. Так закладывается начало религиозных традиций.

Бог обычно воспринимается как воплощение всеобъемлющего, безграничного величия. Более утонченное видение являет скрытое, всепроникающее присутствие божественного. Это, соответственно, два полюса Безграничного.

Однако глубокое проникновение в природу Абсолюта являет всепривлекающую Личность Бога. Личность не просто недостижимую или неотвратимую, но неотразимую. Восприятие Бога как Кришны указывает на естественное и непреодолимое влечение души к Прекрасной Реальности.

Если мы принимаем идею религиозного плюрализма, то логически вытекает вопрос — насколько та или иная концепция близка к Истине? Вот что пишет в письме в Ватикан теолог-диссидент Джон Хик: «Теоцентризм, допускающий многообразие религиозных воззрений, открывает путь к более высоким сферам, нежели мир Христа. Таким образом, мы приходим к новой парадигме, которая отрицает Христа как центра религиозной вселенной и утверждает вместо него Бога. Эта система взглядов так же революционна, как некогда теория Коперника о том, что в центре вселенной находится не Земля, а Солнце. Центром орбит всех вероучений, включая христианство, является Абсолютная Истина — Бог, высшая трансцендентная реальность».

Все планеты вращаются вокруг Солнца на разном удалении, и те, что находятся ближе к светилу, сходны с ним по строению и составу атмосферы. Все религии вращаются вокруг Абсолютной Истины, но как определить глубину их концепций?

В мире денег мы признаем существование разных валют: доллара, фунта, рубля и т. д. Все они являются средством платежа, все обладают определенной ценностью. Но они не равны между собой. Их относительная ценность устанавливается неким стандартом. Какой бы патриот ни похвалялся могуществом денежных знаков своей страны, их истинная стоимость определяется только в сравнении с абсолютным стандартом, независимо от местных предпочтений или предрассудков.

Но каким же должен быть стандарт в мире теизма? Гаудия-вайшнавизм утверждает, что стандартом валют духовного капитала является раса. Раса, или близость в отношениях с Богом, есть то мерило, которое позволит узнать относительную ценность любой духовной концепции.

Для рядового гражданина президент страны не просто человек, но существо недосягаемое, далекое и недоступное. Такая дистанция внушает подданному благоговение и почтительный трепет. Но эти чувства не единственны по отношению к президенту. У президента есть также ближайшее окружение, воспринимающее его не только как первое лицо государства. В их почтении и уважении к нему присутствует доля личной симпатии. Им случается быть свидетелями его шутливой перебранки с друзьями. В дружбе возможна даже «непочтительность» — недопустимая и оскорбительная вне близкого круга, она дарит особую радость внутри него. И, наконец, узы сыновней, супружеской и родительской любви, которые связывают президента с родными. И то, что неуместно в рамках одних отношений, становится неотъемлемой частью других.

По мере того, как человек духовно развивается, минуя стадию благоговейного трепета перед величием и могуществом Бога, в его сердце пробуждается поток спонтанной, ничем необусловленной привязанности к Нему. Это известно как бхакти-раса. Концепция расы изложена Шрилой Рупой Госвами в книге «Бхакти-расамрита-синдху», где он последовательно раскрывает науку духовной эволюции.

Индуизм, в общем, и гаудия-вайшнавизм, в частности, признают неоспоримое право на существование всех религиозных верований. Это позволяет им устоять и сохранить целостность в шумной неразберихе плюрализма и свободы мнений. Но нельзя забывать: то, что для одного будет спасением, другого может привести в ад. Если в «спасении» или «раю» не раскрывается потенциал служения Богу, то стремление к близким отношениям с Личностью Господа вайшнавы находят нежелательным.

Шрипад Б.С. Госвами Махарадж

Афоризмы


Соприкосновение с Богом


Совершенство и градация

Комментарии на шлоки


Истина как солнце. Комментарий на мантру Риг-веды

 

 

Знакомство с учением гаудия-вайшнавов

Знакомство с учением гаудия-вайшнавов

Источники знаний о Боге

Мировоззрение и духовная практика миссии «Шри Чайтанья Сарасват Матх» основана на тысячелетней ведической духовной традиции, передающейся от учителя к ученику. Наша традиция указывает на три источника знаний о Боге:

    1. Священные писания
    2. Откровения святых
    3. Наставления духовного учителя

Что такое Веды

Священными текстами данной традиции являются книги откровений святых, полученные ими от Самого Господа, именуемые Ведами. «Веда» означает «божественное знание».

Веды о смысле человеческой жизни

Веды раскрывают, что главной целью человеческой жизни является достижение вечного счастья, гармонии и любви. Это возможно только в случае развития отношений с Источником красоты и Гармонии — Всевышним.

Почему Бога зовут «Кришна»?

Главными качествами Господа являются его любовь, сострадание и красота. Поэтому на санскрите, древнем языке Вед, Его имя «Кришна», что значит «Всепривлекающий». Кришна является Центром мироздания, источником вечной гармонии и красоты.

Бхакти-йога — обретение божественной любви

Веды описывают множество духовных практик и концепций, многие из которых обозначаются термином «йога». Слово «йога» означает «соединять». В широком смысле «йога» означает «способ достижения гармонии с божественным». Высшее знание Вед рассказывает о методах обретения любви к Богу (бхакти-йоге). Согласно заключению «Бхагавад-гиты» — священного текста, описывающего все направления йоги, бхакти-йога является наивысшей из форм йоги.

Вайшнав — слуга Бога

  1. Одно из имен Господа на санскрите — Вишну (Верховный Господь, Бог богов). Поэтому практикующие в нашей традиции именуются вайшнавами, слугами Вишну, а саму традицию называют вайшнавизм или вишнуизм.
  2. Выражение «человек, преданно служащий Господу» обычно сокращают до слова «преданный», а выражение «служение Господу с преданностью» до выражения «преданное служение».

Четыре эпохи. Аватары

Согласно ведическому мировоззрению, существует четыре эпохи (юги) в развитии человечества (сатья-юга, трета-йуга, двапара-юга и кали-юга ). В каждую из них Господь лично нисходит на Землю, чтобы даровать духовную практику, предназначенную для данного века. Такой приход Господа на землю (воплощение Господа) на санскрите называется аватара.

Духовная практика для нашего века. Господь Чайтанья. Гаудия-вайшнавы

В наш век, Кали-югу, предписанной духовной практикой является воспевание Имен Бога. Чтобы принести эту практику, Господь низошел в XV веке. Его имя — Шри Чайтанья. Он явился в Индии, в одной из областей Бенгалии под названием Гауда. Поэтому последователи Господа Чайтаньи называют себя гаудия-вайшнавами.

Что такое мантра. Харе Кришна мантра

  1. Метод обретения любви к Богу, который принес Господь Чайтанья — совместное воспевание Его Святого Имени. Ведические тексты, такие как «Брихан-нарадия пурана» (38.126) говорят, что в эту эпоху нет иного способа достижения совершенства. Шестнадцать имен Бога, которые даровал Шри Чайтанья, звучат так: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе Харе».
  2. Имя Кришна — обращение к Господу как к олицетворению всей красоты. Имя Рама указывает на Кришну как источник высшего духовного блаженства (раманы) для своих слуг. Имя Харе — обращение к энергии служения Господу.
  3. На санскрите сочетание определенных имен Господа называется мантрой. «Ман» значит ум, а «тра» — «освобождение». Имеется в виду, что правильное повторение мантры дарует освобождение от всех страданий материального мира.
  4. Однако Харе Кришна-мантру Священные Писания именуют не просто мантрой, но маха-мантрой, великой мантрой. Она не только освобождает душу от страданий этого мира, но и наделяет высшим сокровищем — божественной любовью.
  5. Общий смысл маха-мантры таков: «О Господь Кришна и его Энергия преданности — позвольте мне с любовью служить Вам».

Священные писания гаудия-вайшнавов

  1. Главными священными писаниями гаудия-вайшнавов являются две группы текстов.
  2. Первая из них — Веды и комментарии к ним, записанные 5000 лет назад мудрецом Шрилой Вьясадевой. Главными из них является «Шримад-Бхагаватам», который содержит описания деяний Господа в различные эпохи. Центром «Шримад-бхагаватам» является описание деяний Господа Кришны, который явился на землю в предыдущую эпоху (двапара-югу). «Бхагавад-гита» представляет собой часть великой эпической поэмы «Махабхарата». В «Гите» Господь Кришна раскрывает своему ученику, Арджуне, суть духовного знания перед сражением на поле битвы Курукшетра. Все эти тексты записаны на древнем языке — санскрите.
  3. Вторая группа священных писаний — это повествования о деяниях и наставлениях Господа Чайтаньи. Среди них главное произведение — «Шри Чайтанья Чаритамрита», созданная в XVII веке поэтом, богословом, великим святым Шрилой Кришнадасом Кавираджем. Описания деяний Господа Чайтаньи записаны преимущественно на бенгали, хотя «Чайтанья-чаритамрита» содержит немало древних санскритских стихов, например, предсказания о приходе Господа Чайтаньи в Ведах.

Духовный учитель. Гуру-парампара

Пока восприятие человека ограничено рамками времени и пространства, ему неизбежно присущи четыре несовершенства:

    1. Обладание несовершенными чувствами.
    2. Склонность впадать в иллюзию.
    3. Склонность совершать ошибки.
    4. Склонность обманывать других.

  1. Священные писания говорят о том, что мы нуждаемся в помощи извне. Такие священные тексты как Бхагавад-гита и Шримад-бхагаватам объясняют: чтобы прийти к Богу, необходимо принять руководство духовного учителя (гуру), достигшего успеха на духовном пути.
  2. Эта идея естественна. Какую бы науку мы не изучали, необходимо обратиться к специалисту. То же самое верно и в отношении духовности.
  3. Истинный Гуру свободен от любых корыстных интересов и погружен в самозабвенное служение Господу. Он не желает использовать своих учеников, а чувствует себя их слугой. Он свободен от любых соблазнов и заблуждений этого мира. Поэтому одно их значений слова Гуру — «тяжелый». Имеется в виду, что Гуру не могут увести с истинного пути никакие искушения и заблуждения материального мира.
  4. Духовное знание передается и сохранятся благодаря преемственности учителей, которая на санскрите называется «гуру-парампара». «Парам-пара» значит «один за другим». Парампара подобна системе линз в «духовном телескопе», который позволяет человеку увидеть Бога.
  5. Мы ищем Господа, но Господь также ищет Своих заблудших слуг. Гуру — милостивое проявление Самого Кришны, который является к нам в такой форме, чтобы привести в наш истинный дом.

«Шри Чайтанья Сарасват Матх»

В названии «Шри Чайтанья Сарасват Матх» имя «Шри Чайтанья» означает, что мы следуем духовной практике, которую явил Господь Чайтанья. Слово «Сарасват» указывает на Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура — одного из учителей в цепи преемственности, начинающейся от Самого Господа. Шрила Сарасвати Тхакур совершил духовную революцию в сознании тысяч людей в XIX веке. Своей жизнью и проповедью он раскрыл суть учения Шри Чайтаньи. Одним из его выдающихся учеников был Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж — основатель нашей миссии. Слово «Матх» переводится как «миссия, духовный институт». Таким образом, название «Шри Чайтанья Сарасват Матх» означает, что мы являемся последователями Господа Чайтаньи, понимая суть Его учения так, как ее объяснил Шрила Сарасвати Тхакур.

Необходимость духовного общение. Как осознать Бога

  1. Чтобы осознать Господа и обрести веру, необходимо общаться с теми, кто продвинулся по этому пути. Общаясь со слугами Бога, мы осознаем Его существование. Только соприкосновение с живыми носителями духовной традиции позволит осознать духовные истины.
  2. Для того, чтобы каждый искренний искатель мог обрести духовное знание, мы создали множество центров по благословению и указанию нашего Гуру, Шрилы Б.С. Говинды Махараджа. Подробнее узнать о наших центрах, проповедниках и духовном учителе Вы можете, обратившись к соответствующим разделам сайта www.harekrishna.ru.

Библиотека

Путь домой

Дом - это место, где нас окружают друзья и самые сокровенные чаяния нашего сердца удовлетворяются. Где находится наш подлинный дом и как прийти в него? Ответам на эти вопросы посвящена предлагаемая читателю книга.

Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности

Каждый из нас находится в поисках красоты и гармонии. Святые раскрывают, что существует Источник всей красоты, который является Личностью. Его мир и окружение описаны в Ведах как Прекрасная Реальность.

Любовный поиск заблудшего слуги

По своей природе мы – частицы Целого. Злоупотребив данной нам свободой, мы скитаемся на чужбине. Но Кришна постоянно ищет своих заблудших слуг, стремясь вернуть их на Родину, в духовный мир.

Шри Гуру и его милость

Присутствуя повсюду, Господь открывается далеко не всем. Только махатмы, великие души, действительно знают Его, и таких людей на Земле единицы. Гуру – это место встречи ограниченного, души, и Безграничного – Господа. Кто такой Гуру? Как найти своего Гуру? Ответам на эти вопросы посвящена эта книга.

Золотой вулкан божественной любви

Шрила Шридхар Махарадж рассказывает о жизни и деяниях Шри Чайтаньи Махапрабху, являющих собой высший идеал любви к Шри Кришне. Книга также содержит перевод и комментарии к «Шикшаштаке», наставлениям Шри Чайтаньи.

Субъективная эволюция сознания

Субъект – тот, кто познает, мыслит и действует, в отличие от объекта, на который мысль и действие направлены. Подлинная эволюция – не изменение внешних форм, а трансформация сознания, которое субъективно. Сознание – это мост между мирами, способный привести нас в высшие измерения бытия.

Бхагавад-Гита

Эта книга – наиболее сокровенная часть великой эпической поэмы, «Махабхараты». Мудростью и глубиной идей «Бхагавад-гиты» восхищались Гете и Толстой, Эйнштейн и Ганди. Это первое в истории человечества «интервью с Богом». На поле битвы Курукшетра, стоя в колеснице между двумя армиями, Кришна раскрывает Своему другу Арджуне науку о душе, Абсолюте и мироздании.

Наши учителя. История гаудия-вайшнавских Миссий

Эта книга повествует об истории Рупануга-сампрадаи, великих учителях гаудия-вайшнавизма, их служении и сокровенных взаимоотношениях.

Шаги: 1 2 3 4 5 | Вверх страницы